Аудиторская палата России
Ассоциация «Аудиторская палата России» (АПР)

14 сентября 2012

Круглый стол Практика прохождения процедуры ВККР проводимой Росфиннадзором

ПРОТОКОЛ

заседания круглого стола от 13 сентября 2012 года

Место проведения: Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д.46-48

Время проведения: 16.00-18.00

Присутствовали: 34 человека

Тема: Практика прохождения процедуры ВККР проводимой Росфиннадзором

Ведущие: Кузнецов А.П. – председатель региональной Комиссии по законодательству в области аудиторской деятельности и взаимодействию с профессиональными объединениями, регуляторами профессии и пр.

Левашова А.А. – председатель региональной Комиссии по стандартизации аудиторской деятельности и аудиторской практике

Сотникова О.Д. – председатель региональной Комиссии по контролю за качеством аудиторской деятельности

Кузнецов А.П. проинформировал участников об организации взаимодействия представителей СЗРФ СРО НП АПР с Росфиннадзором, в т.ч. о встречах с руководством Территориального управления Росфиннадзора в Санкт-Петербурге, на которые были приглашены представители других аудиторских СРО, о совещаниях с сотрудниками РФН, в ходе которых обсуждались сложные вопросы законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность.

Левашова А.А. рассказала каким образом была организована, как проходила и чем завершилась процедура ВККР, проведенная Росфиннадзором в возглавляемом ею ЗАО «АК «Альтернатива».

Сотникова О.Д. поделилась информацией о замечаниях, фигурирующих в актах Росфиннадзора по результатам ВККР членов АПР, которые обсуждались на последнем заседании Центральной комиссии по контролю (Свод типичных нарушений, выявленных в ходе осуществления проверок членов СРО НП АПР, Росфиннадзором в 2012 году в приложении).

Ведущими было обращено внимание, на необходимость внимательного отношения руководства аудиторских организаций к формулировкам замечаний, выносимых Росфиннадзором, поскольку они являются предметом рассмотрения Комиссией по контролю за качеством и с последующим возможным применением мер дисциплинарного воздействия.

Также контролерам качества было предложено принять к сведению вынесенные Росфиннадзором замечания и обращать на данные аспекты особое внимание при проведении ВККР.

Кроме того, в очередной раз обсуждалась проблема организации аудита и оформления аудиторского заключения по бухгалтерской отчетности организаций, подпадающих под требования ч.3 ст.5 Закона «Об аудиторской деятельности».

По итогам обсуждения, участники «круглого стола» приняли решение обратиться:

Ø в Росфиннадзор с предложением об организации процедуры ВККР в более сжатые сроки (не более 1 недели), с тем, чтобы не отвлекать персонал проверяемых организаций от производственного процесса на долгое время (3 - 4 недели) – ответственный Кузнецов А.П.;

Ø в Минфин РФ с предложением о внесении изменений ФСАД 1/2010:

Пункт 3г) дополнить текстом следующего содержания (выделено жирным шрифтом):

«3. Аудиторское заключение должно содержать:….

г) сведения об аудиторской организации, индивидуальном аудиторе: наименование организации, фамилия, имя, отчество индивидуального аудитора, государственный регистрационный номер, место нахождения, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членом которой является, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов; Аудиторское заключения по бухгалтерской отчетности организаций, поименованных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" дополнительно - фамилия, имя, отчество аудитора, участвующего в данном аудите, наименование саморегулируемой организации аудиторов, членом которой он является, номер в реестре аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организации аудиторов, реквизиты аттестата, выданного после 01 января 2011 года;».

Пункт 22а) дополнить текстом следующего содержания:

«22. Аудиторское заключение подписывается:

а) руководителем аудиторской организации или уполномоченным им лицом, имеющим квалификационный аттестат аудитора. Аудиторское заключение по бухгалтерской отчетности организаций, поименованных в части 3 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" имеющим квалификационный аттестат аудитора, выданный после 01 января 2011 года. Подпись должна включать наименование аудиторской организации, должность, фамилию и инициалы лица, подписавшего аудиторское заключение, реквизиты аттестата, выданного после 01 января 2011 года;»

- ответственная Чепик Н.А.

Председатель Комиссии А.А.Левашова

ПРИЛОЖЕНИЕ

К Протоколу от 13.09.12 года

Свод типичных нарушений, выявленных в ходе осуществления проверок членов СРО НП АПР, Росфиннадзором в 2012 года

Описание нарушения

Ссылки РФН на правовые акты

1.

К аудиторским заключениям приложена недатированная финансовая (бухгалтерская) отчетность.

Нарушены п.23 ФСАД №6 от 23.09.2002 №696 и п.25 ФСАД 1/2010 от 20.05.10 №46 н

2.

В аудиторском заключении, в части «Основание для отказа от выражения мнения» отсутствует количественная оценка влияния искажения на соответствующие показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо указание на то, что такая оценка не представляется возможной.

Нарушен П.28 ФСАД 2/2010 от 20.05.10 46н

3.

В водной части аудиторского заключения, при отказе от выражения мнения не включено заявление о том, что аудитор был привлечен к проведению аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности. Одновременно аудиторская фирма указала, что «Мы провели аудит прилагаемой бухгалтерской отчетности ….»

Нарушен П.37 ФСАД 2/2010

4.

На сайте проверяемой аудиторской фирмы в инфрмационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещена информация о предоставлении партнером аудиторской фирмы, услуг по аутсорсингу бухгалтерского учета, расчета з/п, отдельных функций бухгалтерского учета.

Нарушены П.1.21,6.2 Кодекса этики аудиторов России

5.

Аудиторское заключение не содержит сведений о выполнении кредитными организациями обязательных нормативов, установленных Банком РФ, качестве управления кредитными организациями, состоянии внутреннего контроля.

Нарушены ст .2.»№307- ФЗ от 30.12.08, ст.42 ФЗ №395-1 «О банках и б….»п.19 ФСАД 1/2010 от 20.05.10 46н

6.

В договоре на аудит , где предметом является проведение аудиторской проверки с целью установления достоверности бухгалтерской отчетности заказчика, предусмотрено проведение аудиторской проверки финансово-хозяйственной деятельности Заказчика с предоставлением Отчета за проведенный период

Нарушены п.3,7, ст. 1 № 307-ФЗ от 30.12.08 п. 2, 5, 6, правила (стандарта) № 12. Согласование условий проведения аудита от 23.09.02 №69, п.19 ФСАД1/2010 от 20.05.10 46н, п.8.1, 9.6 Кодекса этики.

7.

В рабочих документах к аудиторскому заключению отсутствуют копии форм бухгалтерской отчетности на начало отчетного года, подтверждающие, что соответствующие показатели и сопоставимая отчетность сформированы в соответствии с принципами и требованиями составления бухгалтерской отчетности.

Нарушены п. 3 Правила (стандарта) № 1; п. 2, 5, 7, 11 Правила (стандарта) №2; п. 2, 3 Правила (стандарта) № 19; п.4, 5, 6, правила (стандарта) №26 от 23.09.02 №696, п.17 Кодекса этики

8.

Приказом ген. Директора аудиторской фирмы принято решение повысить в должности, после аттестации специалистов фирмы, ассистента аудитора 3 категории до аудитора, которая не имеет квалификационного аттестата.

Нарушены ст.4 п.3 ст6 п.4. ст.23 ФЗ №307-ФЗ от 30.12.08 и п 1.7-1.11 Кодекса этики.

9.

В рабочих документах к аудиторскому заключению дата утверждения общего плана аудита совпадает с датой аудиторского заключения, в программе аудита утвержденной руководителем аудиторской группы ранее сроков плана и аудиторского заключения, отсутствует указание на сроки работы сотрудников при проведении аудиторских процедур.

Ннарушение п.2, 3, 4, 7, 8 ,9, 10 правила (стандарта) № 3, п.19 правила (стандарта) № 7, п.3 правила (стандарта) №1, п.1.7 Кодекса этики

10.

В рабочих документах к аудиторскому заключению, отсутствуют доказательства, подтверждающие факт получения разъяснений (письма-представления) от руководства аудируемого лица.

Нарушение п.2, правила (стандарта) №23, п.2 правила (стандарта) №5

11.

В рабочих документах отсутствует письменная информация о результатах аудита сообщаемая руководству аудируемого лица и представителям его собственника.

Нарушены п.п. 3, 11, 17, 18 правила (стандарта) №22, п. 3 правила (стандарта) №1, п.1.7 Кодекса этики.

12.

При выдаче аудиторских заключений с положительным мнением выявлено отсутствие взаимоувязки отдельных показателей форм бухгалтерской отчетности.

Нарушены п. 2, 3, 4 правила (стандарта) № 20, п. 2, 11 правила (стандарта) № 2, п.19, 25 правила (стандарта) № 5

13.

В рабочих документах отсутствует документальное оформление аудиторской выборки, не определены надлежащие методы отбора элементов.

Нарушены п.2, 3, 11 правила (стандарта) № 16, п.3 правила (стандарта) №1, п. 1.7 Кодекса этики.

14.

В рабочих документах к аудиторским заключениям страховых компаний и банков, отсутствует информация о проведении инвентаризации перед составлением годовой отчетности в проверяемых организациях.

Нарушены п. 2, 3, 9, 10 правила (стандарта) №17

15.

В рабочих документах отсутствуют материалы, свидетельствующие о выполнении процедур по получению достаточных надлежащих аудиторских доказательств и раскрытия в ф/б отчетности информации о связанных сторонах и о событиях после отчетной даты.

Нарушен п. 3, 14 правила (стандарта) № 9, п. 4 правила (стандарта) № 10.

При этом в акте ФРН указываются в перечне полученных для проверки копии соответствующих запросов.

16.

В аудиторском заключении не указаны основные принципы и методы ведения бух учета и подготовки отчетности аудируемого лица

Нарушен п. 16 правила (стандарта) №6

17.

Аудиторское заключение не содержит адресата и указание на приложенные пояснительные записки к годовым бухгалтерским отчетам.

Нарушен п. 6 правила (стандарта )№ 6, п.3 ФСАД 1/2010

18.

Не полный состав финансовой отчетности приложен к аудиторскому заключению (нет ф. 3, 4 и пояснительной записки. Все формы прилагаемой отчетности есть, но не скреплены печатью, а пояснительная записка без даты.

Нарушен п. 7, 23 правила (стандарта) №6

19.

Искажено наименование «Аудиторское заключение» вместо него «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Нарушен п. 3 ФСАД 1/2010

20.

Не представлен лист независимости на ассистента, не представлены документы предусматривающие принципы и процедуры по ротации руководителей проверок

Нарушен п. 21, 15, 16 ФПСАД № 34, п. 5.2 ФПСАД № 6

21.

Обзорную проверку качества аудиторского задания выполнил в соответствии с должностной инструкцией директор по аудиту, фактически являвшийся руководителем этой же аудиторской проверки.

Нарушен п. 66, 67, 68 ФПСАД №34

22.

В аудиторских заключениях искажена формулировка «бухгалтерская (финансовая) отчетность, вместо которой в заключениях указана «финансовая (бухгалтерская) отчетность.

Нарушена ч.1 ст.6 307-фз

23.

Рабочие файлы сформированные по результатам проведенных проверок в 2009-2010 г не содержат программ аудита, отсутствует общий план аудита.

Нарушен п.10 ФПСАД № 3

24.

В аудиторской фирме не установлены принципы и процедуры, включающие текущий анализ и оценку системы КК аудиторской организации, а также не проводятся периодические выборочные инспекции завершенных заданий, что является угрозой принципу независимости.

Нарушен п.70-89 ФПСАД №34

25.

При принятии нового клиента, а также в дальнейшем, лист независимости Обществом не составлялся.

Нарушен п.15 ФПСАД №34